Творческая работа по сказке «Жадный бай и Алдаркосе»
1. К какому виду относится сказка:
А) волшебная, Б) бытовая, В) сказка о животных
2. Назовите главную мысль сказки:
А) И самого хитрого хитреца можно обхитрить.
Б) Нельзя нарушать закон гостеприимства.
В) Жадность богача не знает предела.
Г) Жадность и глупость всегда будет наказана.
3. Сколько человек сидело в юрте: _________
4. Почему вокруг юрты была расстелен камыш?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Напишите по – порядку какие продукты варились в котле:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что такое – священный закон степи?
________________________________________________________________________
7. Напиши толкование слов:
таган —__________________________________________________________________
попотчевать — ____________________________________________________________
Биз -____________________________________________________________________
биз — ____________________________________________________________________
казан — __________________________________________________________________
байбише — _______________________________________________________________
8. Выбери и запиши в два столбика какими чертами характер наделил народ главных героев сказки:
Умный, жадный, хитрый, негостеприимный, весёлый, жадный, щедрый, злой.
Шагай — бай |
Алдаркосе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как прозвали Шигай – бая (по казахски и как это звучит на русском) ?
________________________________________________________________________
9. Определите и напишите, это сравнения или эпитеты:
Свернула одеяло, словно ребёнка спеленала — _________________________________
К огромной радости бая — __________________________________________________
Ощипанный гусь — ________________________________________________________
Схватил камень величиной с баранью голову — ________________________________
Осторожно собрал камыш — ________________________________________________
10. Расположи по порядку сюжета сказки и обозначь порядок цифрами (1, 2….):
£ Лучше расскажи Алдаркосе, что видел, а не слышал.
£ Священный закон гостеприимства для Шигай – бая не существовал.
£Ушёл Шигай – бай голодный в поле.
£ Алдаркосе ускакал, а Жиренше побежал в аул к жене.
£Сытый и довольный проделкой Алдпркосе лёг спать.
£ Богач решил отомстить Алдаркосе и зарезать его жеребца.
£Отдохните, мои сапожки, десять месяцев!
£ Жадный бай по шороху камыша, лежащего вокруг юрты, знал о приближении гостей.
£Алдаркосе и Жиренше покинули аул и отправились в степь.
£ Отдай ему скорее биз, и пусть он убирается на все четыре стороны!
£ И самого хитрого хитреца проведёт простая женщина.
Творческая работа по сказке О. Уайльда «Мальчик — звезда»
1. Какая пословица на ваш взгляд более всего подходит к содержанию сказки:
а) Не всё то золото, что блестит.
б) Не ищи красоты, ищи доброты.
в) Молодец красив, да на душу крив.
2. Запишите ответы:
— Человек, нашедший в лесу мальчика — ______________________________________
— Отличительная вещь, надетая на шею младенца — _____________________________
— Время суток, в которое нашли младенца — ___________________________________
— Кто купил Мальчика-звезду у стен города — __________________________________
— Кто трижды помог мальчику — ____________________________________________
— Кто встретил мальчика-звезду в облике прокажённого — _______________________
— Сколько лет жил Мальчик – звезда в семье Лесника — _________________________
— Сколько лет искал Мальчик – звезда свою мать — _____________________________
— Сколько лет был правителем страны Мальчик – звезда — _______________________
3. Опишите Мальчика звезду:
|
Цвет. |
С чем сравнивает автор. |
глаза |
|
|
губы |
|
|
волосы |
|
|
лицо |
|
|
4. Расставить пункты плана в правильной последовательности.
___В поисках матери.
___Вознаграждение за любовь, доброту, милосердие.
___Встреча с нищенкой.
___Появление Дитя-звезды в семье Лесоруба.
___Наказание за жестокость и эгоизм.
___В плену у Волшебника.
___Бессердечное отношение Мальчика-звезды ко всем окружающим.
5. Составьте портретную характеристику Мальчика – звезды: каким он был до встречи с матерью и каким стал, после того, как прогнал её:
был |
стал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Объясните слова и выражения:
Каменное сердце -_________________________________________________________
Наглухо закрыл своё сердце — _______________________________________________
Подкидыш — _____________________________________________________________
Обуяла — _________________________________________________________________
Алебарда — _______________________________________________________________
Тюрбан — ________________________________________________________________
7. Перечислите поступки Мальчика – звезды:
жестокие |
добрые |
|
|
|
|
|
< r> |
|
|
8. Определи где сравнение, а где эпитеты (+):
|
Сравнение. |
Эпитеты. |
злой ветер |
|
|
он стал похож на жабу |
|
|
лютый мороз |
|
|
удивительная история |
|
|
сверкающие, как золото |
|
|